Чистка кондиционера
Кондиционер нуждается в чистке, это знает практически каждый пользователь. Что может получиться, если это правило нарушить? Плохой запах в помещении. Чистка кондиционера своими руками или руками специалистов должна проводиться ежегодно. Кроме того, проводится осмотр на различные дефекты и неисправности. Плохо, если вода не уходит из внутреннего блока кондиционера? Еще как. Это и протечки на обои, и плохой запах. Вы, кстати, знаете, что зубы чистят, чтобы убить бактерии? Именно они являются причиной плохого запаха. То же самое и с кондиционером.
Как правильно чистить кондиционер самому
Чистка кондиционера самостоятельно вполне вероятна и это проделать не так то уж и сложно. А вот что касается полного обслуживания сплит-системы в весенний период перед началом работы, то такие работы как диагностика и дизинфекция дренажной системы, проверка и дозаправка фреона самостоятельно не имея оборудования проделать сложно и достаточно дорогостоящий процесс. Хотя бы купить балон фреона 410А обойдется в 7000-8000 руб.
С точки зрения чистки кондиционера, понятное дело. Воздух входит под крышку, где расположены друг за другом фильтры грубой и тонкой очистки. Обывателю сложно понять, как именно работает внутренний блок! Судите сами: внутри внутреннего блока кондиционера стоит лопасть тангенциального вентилятора, протянувшаяся на всю длину. Такие стоят и в вытяжках. Вот только длина его в кондиционере меньше. В вытяжке вентилятор напоминает собой улитку. По оси лопасти воздух входит, затем за счет центробежных сил выталкивается на периферию. (См. также: Ремонт кондиционеров)
В кондиционере все совсем иначе. Начнем с того, что испаритель в поперечном сечении напоминает букву Л. Лопасти вентилятора кондиционера стоят в районе ее основания, а выходит воздух, минуя жалюзи вниз. Как это все работает?
Воздух отталкивается на периферию, но выходит там, где сопротивление минимально. То есть вниз, через жалюзи кондиционера. В других же направлениях фильтры грубой и тонкой очистки, а также и трубки с радиаторами испарителя создают известное сопротивление. Поэтому поток туда не идет. Получается интересная и достаточно простая конструкция: даже если закрыть жалюзи, прикрыть чехол, то вентилятор будет спокойно вращаться, потому что никакой механической нагрузки не несет.
Что именно нужно чистить:
- Во первых, это крышка, жалюзи, корпус снаружи. Применять какие-либо растворители или спирт нельзя. Только мыльная вода, и ничего более. Фэйри также подойдет.
- Затем снимается фильтр. Их может быть и два, о чем говорилось выше. Каждый промывается тем же Фэйри, но уже в раковине под струей воды.
- Технические специалисты позволяют себе снять жалюзи и корпус, чтобы добраться до лопасти и тоже ее прочистить.
- Чистка испарителя. Допускается использовать кисточки, щетки. Важно помнить, что после предварительных работ проводится дезинфекция. Чистка внутреннего блока кондиционера преследует цель избавления от неприятного запаха, вызываемого бактериями. В конечном итоге испаритель еще раз промывается, все детали высушиваются, проводится сборка в обратном направлении.
Откуда внутри берутся бактерии? Бактерии, плесень, грибки всегда находятся вокруг нас, но размножаться не могут, потому что условия не позволяют. Если выполнять все рекомендации врачей, то можно жить и не тужить – рост патогенных факторов блокируется. А это температура от 18 до 22 градусов Цельсия при относительной влажности в пределах 40 – 60%. Совсем по-другому дело обстоит внутри кондиционера, где скапливается вода. Влага все время присутствует в воздухе, и она неизбежно оседает на испарителе, где существует температура ниже точки росы.
Вот почему внутри кондиционера так важно провести дезинфекцию. Кстати, то же самое делается и с автомобильными системами поддержания микроклимата. В этом случае применяются генераторы пара на пьезоэлементах. Они не требуют кипячения, за счет быстрых вибраций кварца вода при нормальной температуре меняет свое агрегатное состояние. В нее заливается дезинфицирующие средство, и пар прочищает систему.
С водой связан еще один тракт, который нельзя оставить без внимания - это дренажная система. Она часто забивается, – в силу ли нарушений правил установки, в силу ли того, что жидкости стекает мало. И вот еще почему так важна чистка кондиционера: смываемая грязь способствует забиванию ходов для стока влаги. Можно полагать, что помпа пробьет любой засор, вот только если шланг где-то даст течь, то ничего хорошего из этой затеи не выйдет. Специалисты чистят сток кондиционера пароочистителем. Это оправданно с точки зрения избавления от микробов, но по факту засора мало чем поможет. Мы склоняемся к мнению, что сантехническая змейка в случае проблем избавит от неприятностей. Понятно, что предварительно предмет необходимо вычистить, а лучше вообще иметь специальный именно для чистки кондиционеров. (См. также: Заправка кондиционеров)
Чистка кондиционера: наружный блок
Чистка наружного блока кондиционера не менее важна, чем внешнего по той причине, что это улучшает условия обмена энергией конденсора с окружающей средой. Мы в свое время рассказывали, как в Америке прочищают внешние блоки тамошних систем микроклимата, и любопытно, что устройство сплит-систем в рассматриваемой части здорово напоминает тот сказ. Если за морем конденсор выполнен в форме буквы О с чуть спрямленными углами и охватывает лопасть, то в нашем случае уже имеется С, то есть вырезан сектор. Вентилятор стоит не вертикально, а горизонтально, и выдувает воздух наружу через решетку в фронтальной части корпуса. Компрессор для зимнего исполнения одет в мешок, чтобы масло не мерзло, и расположен в правой части вместе с клапаном регулировки движения фреона (иногда еще имеется четырех-ходовой клапан для кондиционеров, которые могут работать на обогрев).
Фронтальная решетка блока снимается, промывается. Снимаются боковые, верхние панели. Радиатор конденсора кондиционера промывается пароочистителем, струей воды, любым подходящим методом. Изрезанная поверхность дезинфицируется. Также чистятся и лопасти. Собственно, мы бы еще проверили работу вентилятора. Если слишком шумит, то необходимо смазать. Самой важной частью является проверка на давление фреона. Оно зависит от температуры, для каждого типа кондиционера свое, указывается в руководствах по ремонту, рассылаемых по сервисным центрам фирмами-изготовителями оборудования. Получить на руки такую книжицу практически невозможно.
Измерение проводится через сервисный патрубок. Специальным щупом мастер проверяет систему. Фактически это шланг с манометром на конце. Типичное значение 8 – 9 атм. Чтобы заправить систему, требуется стравить оставшийся воздух из шланга. Для этого на короткий промежуток времени приоткрывается угловой кран возле манометра и тут же закрывается. То же самое следует сделать со стороны баллона, немного приспустив кислород. Вентиль на емкости открывается, чтобы фреон вытеснил атмосферный воздух. После этого проводится стыковка, угловой кран распахивается, давай доступ хладагенту внутрь. Фреон заходит под собственным давлением, пополняя недостаток. Как только давление нормализуется, мастер прекращает процесс.
ИНТЕРЕСНОЕ ВИДЕО
Сейчас вы наглядно может и произвести оценку работ и наглядно видно, что если самостоятельно почистить кондиционер не так сложно, то дозаправить его сможет явно не каждый и только технический специалист.